Россия имеет хорошие перспективы на рынке вооружений Ирана (к визиту главы Ирана Ибрахима Раиси в Москву)

Россия имеет хорошие перспективы на рынке вооружений Ирана (к визиту главы Ирана Ибрахима Раиси в Москву)

Ибрахим Раиси.

Источник изображения: EPA-EFE/ABEDIN TAHERKENAREH

ЦАМТО, 19 января. Президент России Владимир Путин 19 января в Москве впервые лично встретится с главой Ирана Ибрахимом Раиси. В ходе визита будут обсуждены вопросы двустороннего сотрудничества по ряду направлений.

Ранее, в середине ноября 2021 года, В.Путин и И.Раиси провели телефонные переговоры. Лидеры двух стран обсудили новый документ о долгосрочном сотрудничестве, реализацию крупных совместных инвестиционных проектов, взаимодействие в борьбе с пандемией коронавируса, а также переговоры по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) по иранской ядерной программе.

Ситуация со снятием ограничений СБ ООН на поставку вооружений Ирану

На текущий момент развитие ВТС двух стран ограничено неоднозначностью со снятием санкций на поставки вооружений, введенных ранее против Тегерана. С одной стороны, действие резолюции СБ ООН №2231 от июля 2015 года, ограничивавшей экспорт ВиВТ Ирану, истекло 18 октября 2020 году (то есть ограничения на военно-техническое сотрудничество де-юре прекратили свое действие). Однако эта же резолюция увязывала отмену санкций с обязательным соблюдением Ираном условий СВПД.

Справочно:

Иран и «шестерка» стран (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США и Франция) в 2015 году согласовали Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе, который подразумевал отмену санкций в отношении Ирана. В обмен Тегеран взял на себя ряд обязательств в атомной сфере. В июле 2015 года была принята резолюция СБ ООН №2231, одобрившая СВПД. В частности, в резолюции говорилось, что оружейное эмбарго в отношении Ирана истекает 18 октября 2020 года.

При этом в этот переходной период 2015—2020 гг. ограничения на поставки вооружений Ирану остались (только оборонительные системы вооружений по ограниченной номенклатуре ) и должны были носить заявительный характер со стороны экспортера и разрешительный характер со стороны СБ ООН (ранее действовала резолюция СБ ООН №1929 от 9 июня 2010 года, которая вводила запрет на продажу Ирану всех семи категорий вооружений по классификации Регистра ООН).

В связи с выходом США в 2018 году из СВПД и объявлении об односторонних санкциях против всех юридических и физических лиц, ведущих торговлю оружием с Ираном, Тегеран в качестве ответной меры заявил о поэтапном сокращении своих обязательств в рамках соглашения, отказавшись от ограничений в ядерных исследованиях, центрифугах и уровне обогащения урана.

То есть формально сейчас нет ограничений со стороны СБ ООН по торговле оружием с Ираном. Угрозой санкций со стороны США можно было бы пренебречь, поскольку США итак уже ввели санкции против России по всем возможным направлениям. Но сдерживающим моментом является то, что Иран отказался от своих обязательств по ядерной программе, предусмотренной СВПД, а поскольку СВПД взаимосвязан с резолюцией СБ ООН №2231, де-факто снятие ограничений на поставку вооружений Ирану поставлено под сомнение (за счет «усилий» США). То есть в любой момент в СБ ООН может быть поднят вопрос о законности поставок вооружений Ирану по системам вооружений, которые не входили в ограниченную номенклатуру, разрешенную к поставке в уведомительном порядке в течение пяти лет (2015—2020 гг.). Кроме того, как уже было сказано выше, поставщик сразу же попадает под санкции США.

Для урегулирования ситуации и возвращения ее в правовое русло в 2021 в Вене начались переговоры по возобновлению СВПД и снятию санкций Вашингтона с Тегерана. С апреля по декабрь 2021 года Иран и ряд мировых держав провели семь раундов переговоров в Вене, в настоящее время идет восьмой раунд.

Как заявил 16 января 2022 года постпред РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов, «все участники переговоров признают, что достигнут прогресс в снятии санкций США с Ирана и восстановлении ядерного соглашения, но добавил, что для достижения этой цели требуются дополнительные усилия».

Продолжающиеся с апреля 2021 года консультации нацелены на то, чтобы США, которые в мае 2018 года, в период президентства Дональда Трампа, вышли в одностороннем порядке из СВПД, вернулись бы в это соглашение и сняли санкции с Тегерана, в то время как Иран возобновит соблюдение всех своих обязательств в рамках ядерной сделки.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что пока переговоры в Вене не закончатся успехом, у России «связаны руки» в том, что касается расширения номенклатуры военного экспорта в Иран. Тем не менее, переговоры по поставкам Россией ВиВТ Тегерану ведутся уже достаточно давно с учетом того, что возникшая правовая коллизия будет, безусловно, решена.

Согласно различным источникам, Тегеран намерен закупить крупную партию российских вооружений, включая 24 истребителя Су-35 и две батареи ЗРС С-400. Кроме того, с Москвой обсуждается вопрос о капремонте иранских МиГ-29 и Су-24К, а также переобучении иранских летчиков. В целом ведутся переговоры по поставке вооружений на сумму около 10 млрд. долл.

Источник: vpk.name



Добавить комментарий