Женевский тупик

Женевский тупик

Сергей Рябков: «НАТО надо собирать манатки и отправляться на рубежи 1997 года». Фото Reuters.

Америке и России не удалось договориться о новом миропорядке

Три раунда прошедших переговоров России с США, НАТО и со странами Запада о гарантиях взаимной безопасности не дали конкретных результатов. Первый этап переговоров между США и РФ был проведен 9–10 января в Женеве. Через два дня в Брюсселе, в штаб-квартире Североатлантического альянса, состоялось заседание совета Россия-НАТО, а 13 января проблемы стратегической безопасности были обсуждены в Вене в рамках ОБСЕ.

ДИАЛОГ МОСКВЫ И ВАШИНГТОНА

На переговорах в Женеве представители России и США рассмотрели вопрос о гарантиях безопасности, которых Москва добивается от НАТО. Кремль настаивает на отказе альянса от расширения на восток. Однако Белый дом полагает, что обсуждение будущего и политических позиций Украины и других стран без их непосредственного участия не имеет смысла. Проведение встречи было осуществлено по инициативе России. Переговоры прошли в закрытом формате и продолжались почти восемь часов.

Встрече предшествовали довольно резкие высказывания Москвы и Вашингтона в адрес друг друга. Администрация президента Джозефа Байдена обвиняла Россию в планировании и реальной подготовке к новому вторжению в Украину, а российский президент Владимир Путин выступил с предупреждением о том, что на действия НАТО против России неизбежно последуют «военно-технические меры», направленные на обеспечение ее безопасности.

В преддверии переговоров некоторые представители Госдепартамента США обвинили главу Кремля в планах воссоздания Советского Союза. А 9 января в интервью ТАСС заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, возглавляющий российскую межведомственную делегацию, заявил: «Даже неспециалисту понятно, что требовать от России уступок в ситуации, когда именно НАТО на протяжении всех последних десятилетий стремится, что называется, «оттеснить» нашу страну и перевести ее если не на роль подчиненного, то в любом случае на вторые роли в европейской и международной политике, причем сделать это с нанесением прямого ущерба нашей безопасности, больше не получится. Это все в прошлом. И раньше-то не очень получалось, а сейчас этому просто положен конец». «Так что НАТО надо собирать манатки и отправляться на рубежи 1997 года», – констатировал дипломат.

Американская делегация рассматривает прошедшие в Женеве переговоры как внеочередной этап диалога по стратегической стабильности – процесс, о котором договорились президенты России и США в прошлом году. В его рамках прошли уже две встречи. Именно этим объясняется тот факт, что встреча состоялась в американском постпредстве при ООН в Женеве, а не на нейтральной территории. Однако Кремль считает этот форум и платформой для обсуждения предложенного им в декабре пошлого года договора о взаимных гарантиях безопасности. Проекты соглашений между Россией и США и между Россией и НАТО были опубликованы российским МИД через несколько дней после того, как их вручили западным дипломатам.

Сергей Рябков назвал разговор российской и американской сторон сложным, глубоким, конкретным и профессиональным. По его мнению, ситуация небезнадежна и база для достижения договоренностей по гарантиям безопасности существует.

Первый заместитель госсекретаря США Уэнди Шерман, возглавлявшая американскую делегацию, сказала, что в Женеве прошли не переговоры, а дискуссии для уточнения позиций сторон. Она тоже назвала состоявшийся диалог открытым и прямым и отметила, что пока что стороны просто пытаются понять друг друга.

Позиции США и России Рябков и Шерман продекларировали на брифингах по итогам встречи. Замминистра заявил, что Россия категорически возражает против расширения НАТО на восток. «Мы подчеркиваем, что для нас это совершенно обязательно – удостовериться, что Украина никогда не станет членом НАТО», – сказал он и подчеркнул, что Россия не доверяет НАТО и требует твердых «юридически значимых гарантий» того, что ни Киев, ни Тбилиси не станут членами НАТО.

Шерман объявила о том, что США не готовы вести переговоры о будущем Украины без участия Киева и что Вашингтон никому не позволит лишать любую страну права вступления в НАТО. «Мы привержены тому, чтобы вести консультации и поддерживать координацию с нашими союзниками и партнерами по двусторонним вопросам», – сказала она.

Первый заместитель госсекретаря в очередной раз затронула вопрос о возможном вторжении России на Украину и отметила, что если Москва хочет доказать, что не собирается этого делать, то должна принять меры по урегулированию сложившейся ситуации. Эти меры она назвала залогом успеха любых переговоров. Рябков со своей стороны заявил, что Россия никуда не намерена вторгаться, поэтому нет никакого предмета для обсуждения данного вопроса.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ АМЕРИКИ

Директор российской программы Центра военно-морского анализа США Майкл Кофман в беседе с представителем русской службы Би-би-си заявил, что встреча в Женеве показала пропасть между позициями двух стран. По его словам, США пытаются разрядить сложившуюся ситуацию путем обсуждения проблем контроля над вооружениями и военных учений, а Россию могут удовлетворить только юридические гарантии отказа от расширения НАТО и от приема в альянс Украины и Грузии. Однако Вашингтон не готов вести переговоры в таком ключе. «Хотя Рябков сказал, что ситуация небезнадежна, из его позиции совершенно ясно следует, что прогресс по таким вопросам, как контроль над вооружениями и деэскалация военной активности, не решит этот кризис, если Россия не увидит готовности обсуждать юридические гарантии в вопросах расширения НАТО и его сотрудничества с такими странами, как Украина и Грузия», – сказал эксперт.

Исследователь корпорации RAND и бывший сотрудник Госдепа Сэмюэл Шарап полагает, что достижение прогресса в такого рода переговорах будет возможно только в одном из двух случаев: либо Россия откажется от своих крайне жестких требований, либо США будут готовы удовлетворить некоторые из них, даже не в тех формах, на которых настаивает Москва. По его словам, «сближение позиций сторон выглядит крайне маловероятным, но США должны попытаться решить противоречия дипломатическим путем, потому что альтернатива ему гораздо хуже».

Заслуженный профессор Центра мировой политики Генри Киссинджера Университета Джона Хопкинса историк Сергей Радченко считает, что достижению положительных результатов в переговорах мешает требование Москвы обсуждать единым пакетом совершенно разные вопросы, такие как будущее НАТО, двусторонние соглашения с США, контроль над вооружениями и военные учения. «Если они действительно хотят решать проблемы дипломатическим путем, я думаю, что других вариантов не останется. Нужно будет развязать пакет и говорить отдельно о контроле над вооружениями, о ракетах малой и средней дальности и отдельно о других гарантиях безопасности», – сказал историк.

Он привел пример из истории, когда в 1958 году советский лидер Никита Хрущев выдвинул ультиматум США, требуя за шесть месяцев решить проблемы послевоенного устройства Германии, и не смог добиться выполнения своих условий.

Позитивным же примером, по словам Радченко, может служить заключение договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), подписанного в 1987 году Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым. К этому привела готовность СССР «развязать пакет» и отдельно обсуждать ограничение разных вооружений. «Откровенный нажим и ультиматумы плохо работают», – подчеркнул эксперт.

МНЕНИЯ РОССИЙСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Российские эксперты отмечают, что и не ожидали от состоявшихся переговоров каких-то радикальных и положительных решений.

Старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, консультант ПИР-Центра Андрей Баклицкий отмечает, что Шерман является заместителем госсекретаря и не имеет полномочий принимать окончательные решения, в том числе в отношении НАТО.

По мнению ученого, России важно было понять, что ее требования и условия воспринимаются Вашингтоном серьезно, и продемонстрировать, что сложившееся в Европе положение вещей в Кремле считают неприемлемым и не соответствующим пониманию ее национальных интересов и безопасности. «Москва трактует сложившуюся ситуацию как неустойчивую и даже взрывоопасную, а потому косметическими мерами обойтись не удастся. Если США соглашаются с тем, что ситуация не может продолжать оставаться такой, то диалог возможен», – заявил эксперт. Он также отметил, что переговоры в Брюсселе «не самый комфортный вариант» для Москвы. По его словам, России «предпочтительнее было бы договориться с США напрямую, но американцы, по крайней мере публично, заявляют, что не могут обсуждать вопросы, связанные с НАТО, на двухсторонней основе».

Баклицкий напомнил, что совсем недавно из Брюсселя выслали российских дипломатов, там было закрыто представительство России при НАТО и там Россию постоянно критиковали за политику в отношении Украины.

Гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов тоже указывает, что, судя по заявлениям сторон, США постарались перевести самые сложные и болезненные вопросы на уровень взаимодействия России и НАТО – то есть отказались от включения их в двухсторонние переговоры.

Эксперт считает, что в двухсторонних отношениях тоже есть проблемы, и их наверняка обсуждали. Это и размещение ракет средней и меньшей дальности в Европе, а также объем и формат американской помощи Украине. Это, по мнению Кортунова, часть вопросов, где какой-то компромисс возможен. «Более масштабные вопросы, такие как продвижение НАТО на Восток или принципы новой европейской безопасности, скорее всего США отпасовали НАТО, ссылаясь на то, что не могут обсуждать вопросы, которые касаются других стран, без них», – заявил специалист.

«Другой вопрос состоит в том, что выдвинутые накануне переговоров и опубликованные документы не означают, что красные линии пролегают именно там, где они обозначены в предложениях. Если Россия не готова ни к каким уступкам, тогда в чем смысл переговоров? Тогда нужно требовать капитуляции», – считает эксперт.

БУДУЩЕЕ УКРАИНЫ И СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

В числе требований России – не только отказ от расширения НАТО на восток, в том числе на территорию Украины, но и запрет на дополнительные войска в странах, вступивших в альянс после 1997 года – это 14 государств Центральной и Восточной Европы, в том числе страны Балтии.

Однако Вашингтон последовательно заявляет, что не готов обсуждать судьбу Украины и других стран без их участия, подчеркивают американские дипломаты. «Мы не собираемся делать что-то через голову наших европейских союзников и партнеров. Мы много раз говорили об этом, и я хочу сказать еще раз, что мы привержены принципу «никаких разговоров о вас без вас», когда речь идет о наших союзниках и партнерах, включая Украину», – сказал один из собеседников Би-би-си.

«Очевидно, что Украина является важной частью этих переговоров. Но в понедельник мы рассматриваем вопросы, которые носят двусторонний характер. Мы продолжим обсуждать вопросы по теме Украины в течение всей недели, будь то в Женеве или в Брюсселе», – заявили представители Госдепартамента перед встречей делегаций США и России.

Администрация Байдена регулярно подчеркивает, что одни предложения России можно обсуждать, а другие являются заведомо неприемлемыми. «Президент Байден ясно дал понять, что мы можем добиться прогресса по некоторым вопросам, но не по всем. Россия хорошо знает нашу позицию. Она основана на фундаментальных принципах европейской безопасности, о которых мы когда-то договорились. Один из этих принципов – границы стран не могут быть изменены силой», – заявил один из американских дипломатов.

Россия также требует от США вывести с территории стран Восточной Европы ряд вооружений и военных частей, в том числе системы противоракетной обороны США.

В преддверии встречи госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что она может заложить основу для восстановления ДРСМД. Администрация Дональда Трампа приняла решение о выходе из этого соглашения в 2019 году.

Владимир Иванов

Обозреватель «Независимого военного обозрения»

Источник: vpk.name



Добавить комментарий